Типо-литографские олифы

Типографские олифы отличаются от обыкновенных только более густой консистенцией, зависящей от того назначения типографской краски, какую предполагают приготовить. Чем мельче печать, тем гуще должна быть типографская краска. Для газет, афиш и для произведений, которые должны быть быстро напечатаны, идет жидкая краска; для книг — более густая; для художественных произведений и для литографии — очень густая краска, а потому и соответственно более густая олифа.
Для приготовления типо-литографской олифы лучше всего употреблять старое льняное масло, вполне осветлевшее, без примеси белковых веществ или вообще хороший сорт его. Масло нужно хорошо очистить. Очистка производится путем нагревания масла в течение 2—3 ч с 2—3% серной кислотой. Нагревание ведется не свыше 100° С, затем маслу дают отстояться, сливают слой серной кислоты и промывают теплой водой для удаления остатков кислоты. Обработанное таким образом масло принимает светло-желтую окраску и лишается своего скверного запаха. Очищенное масло подвергается варке.
Варка типографской олифы производится так же, как и обыкновенной, причем температура нагревания доводится до 280—300° С. При нагревании нужно иметь в виду, что очищенное серной кислотой масло кипит очень бурно, и потому необходимы меры в случае, если масло перельется через край котла. Котел нужно наполнять только до половины, иметь всегда наготове крышку, плотно закрывающую котел, и какие-нибудь приспособления для быстрой ликвидации огня в самой топке.

Типографские олифы отличаются от обыкновенных только более густой консистенцией, зависящей от того назначения типографской краски, какую предполагают приготовить. Чем мельче печать, тем гуще должна быть типографская краска. Для газет, афиш и для произведений, которые должны быть быстро напечатаны, идет жидкая краска; для книг — более густая; для художественных произведений и для литографии — очень густая краска, а потому и соответственно более густая олифа.
Для приготовления типо-литографской олифы лучше всего употреблять старое льняное масло, вполне осветлевшее, без примеси белковых веществ или вообще хороший сорт его. Масло нужно хорошо очистить. Очистка производится путем нагревания масла в течение 2—3 ч с 2—3% серной кислотой. Нагревание ведется не свыше 100° С, затем маслу дают отстояться, сливают слой серной кислоты и промывают теплой водой для удаления остатков кислоты. Обработанное таким образом масло принимает светло-желтую окраску и лишается своего скверного запаха. Очищенное масло подвергается варке.
Варка типографской олифы производится так же, как и обыкновенной, причем температура нагревания доводится до 280—300° С. При нагревании нужно иметь в виду, что очищенное серной кислотой масло кипит очень бурно, и потому необходимы меры в случае, если масло перельется через край котла. Котел нужно наполнять только до половины, иметь всегда наготове крышку, плотно закрывающую котел, и какие-нибудь приспособления для быстрой ликвидации огня в самой топке.
Во время нагревания вначале улетучиваются водяные пары, причем масло издает дребезжащий, клокочущий звук. По мере удаления водяных паров масло кипит спокойнее, все более и более темнеет, начинает разлагаться на газы, которые выделяются в виде пузырьков на поверхности. Затем масло вспучивается, распространяя неприятный запах продуктов разложения, при этом возможны образования внутри массы больших пузырей газов, могущих выбросить масло из котла. Этот момент варки требует особого наблюдения, и тут необходимы меры: или уменьшение огня, или добавление в котел холодного масла, чтобы охладить кипение. Регулируя кипение масла, когда оно достаточно уварилось и как бы сгустело, берут пробу. Проба состоит в том, что взятая из котла и охлаждения олифа при растягивании ее пальцами должна давать нити приблизительно длиною в 4—5 см, прежде чем они порвутся. Если рвутся нити меньшей длины — значит, олифа еще не готова и нужно продолжать ее варку. Готовая олифа по охлаждении пропускается через волосяное сито.
Для более дешевых сортов типографской краски можно изготовлять олифу из конопляного или смоляного масла.
Типографские олифы изготовляются с сиккативами и без них. Для меньшего уваривания и тем самым удешевления олифы и придания ей особых свойств прибавляют при варке, когда олифа начинает закипать, сосновую смолу, американскую канифоль, смоляное масло и мыло. Последнее имеет целью облегчить смывание краски со шрифта. Олифа с такими примесями называется типографским лаком.
Черная типографская краска получается тщательным растиранием типографского лака с сажей. Растирание должно производиться на мельнице для красок, причем растирание является самым ответственным делом изготовления краски. Маленький комочек нерастертой сажи неизбежно дает жирные пятна на бумаге.
Цветные типографские краски получаются растиранием лака с различными красками.
Дешевые краски для газет и афиш: 1) 600—1000 ч. смоляного масла, 400 ч. смолы и 60 ч. мыла; 2) 90 ч. льняного масла, 240 ч. смоляного масла, 210 ч. смолы, 10 ч. густого терпентина и 5—10 ч. мыла. Для получения более густого лака количество льняного масла можно увеличить, но не свыше 150 ч., остальные вещества при этом сохраняют свои пропорции.
Типографские краски для более дорогого печатания: 1) 20 ч. смоляного масла, 50 ч. льняного вареного масла, 25 ч. смолы, 4 ч. мыла и 6 ч. борнокислого марганца; 2) 50 ч. смоляного масла, 50 ч. олифы, 50 ч. смолы, 6 ч. мыла и 9 ч. борнокислого марганца.
Краски для художественных работ: 1) 100 ч. льняной олифы, 20 ч. копайского бальзама, 4 ч. мыла смоляного, 2 ч. берлинской лазури* и 20 ч. ламповой копоти; 2) 100 ч. льняной олифы, 10 ч. терпентина венецианского, 5 ч. мыла, 15 ч. сажи и 1 ч. парижской сини.
Цветная типографская краска по Гибшу: 100 ч. керосина, 25 ч. глицерина, 25 ч. типографского лака, 6 ч. нашатырного спирта и 6 ч. воды смешивают и растирают с любой цветной краской.
Золотистая типографская краска: 100 ч. керосина, 100 ч. глицерина, 25 ч. типографской олифы, 6 ч. аммиака и 6 ч. воды смешиваются и растираются с порошком бронзы.

Запись опубликована в рубрике Производство олифы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий